Практические советы начинающему художнику 🎨
1. Во избежание разводов и последствий повторных движений, не работайте пальцами и кистью руки. Работайте плечом и предплечьем.
2. Не пользуйтесь дешевым графитом! Он подходит для письма, при рисовании царапает бумагу. Карандаш должен оставлять на бумаге гладкий след. Профессиональные карандаши изготовлены из смеси глины и графита более высокого качества.
3. Обезопасьте карандаши от падения. При падении графит ломается, и его будет трудно заточить.
4. Механические карандаши покупайте профессиональные, в специализированных магазинах для художников. Они дорогие, но служат они дольше, чем обычные карандаши из канцелярских товаров.
5. Не пользуйтесь глянцевой бумагой! Она без рельефа и графит не держится на ней.
6. Не используйте бумагу, в составе которой применяются кислоты! Со временем такая бумага желтеет.
7. Если штриховка блестит, это свидетельствует о том, что при сильном нажатии на одном месте рельеф нарушается, и последующее штрихи не будут держаться на бумаги.
8. Избегайте использовать некачественные ластики, цветных (в особенности розовых) и слишком твердых (на концах карандашей).
9. Используйте наждачную бумагу в качестве точилки.
10. Не рисуйте на горизонтальных поверхностях! При рисовании на горизонтальной поверхности верхняя часть бумаги находится дальше, чем нижняя. Пропорции в работе нарушаются.
11. Чистите ластик о бумагу, пока не побелеет. Ластики быстро пачкаются, запаситесь несколькими.
12. Если рисуете круг, посмотрите на него в зеркало, чтобы увидеть недостатки.
13. При рисовании не спешите. Точность более важна чем скорость. Скорость увеличится со временем.
14. Не жмите не карандаш слишком сильно, при этом на бумаге остаются вмятины. Если попытаться заштриховать, на месте вмятин остаются белые полоски
15. Соблюдайте порядок, храните инструменты в одном месте.
16. Если собираетесь рисовать на природе посмотрите: какая погода, какое освещение, сколько сейчас времени. С учетом этих факторов принимайте решение, стоит выходить или перенести выход.
17. Не используйте линейку, тренируйтесь рисовать прямые линии от руки
18. Для скетча - важной частью является изучение объекта.
19. Память развивается при рисовании с натуры. Особенно при рисовании новых объектов.
20. Используйте ваши творческие способности, чтобы подправить, переместить или изменить полностью детали объекта, с которым работаете.
21. Размещайте не законченные работы на видном месте. Заметив что-то, что нужно исправить - запиши.
22. Не клади на бумагу скотч, так как при его удалении повредите бумагу.
23. Если рисунку необходима симметрия, прочертите по центру линию. Это поможет в процессе рисования. В крайних случаях используйте линейку.
24. Рисуйте только с качественных фото. Но лучше рисуйте с натуры.
25. Для коррекции композиции применяйте видоискатель - рамка выполненная из листа бумаги.
26. Если нужно нарисовать лицо слегка под другим углом, наклоните фото относительно листа бумаги и закрепите его скрепками.
27. Перед началом рисования портрета с фото, найдите несколько его фото под разными ракурсами. Изучите их все, чтобы знать, как он выглядит со всех сторон.
28. Перед началом штриховки, убедитесь, что линейный рисунок закончен (перспектива, пропорции и тд). Если есть в чем то сомнения, лучше исправить сейчас.
29. Очень распространен метод рисования от светлого к темному. Это когда поверх более светлого тона накладывается темный. И так постепенно прорисовываются полутени и тени. При таком методе переходы получаются плавными.
30. До начала штриховки присмотритесь, составьте представление о том где расположены тени, блики.
31. Учитывайте где расположен источник света, как он падает на предмет, где создаются блики, а где тени от него. Если все правильно - изображение будет трехмерным.
32. Нанося линии разной длины, можно создать плавный переход от одного тона к другому ( короткая линия между двумя длинными).
33. Периодически смотрите на рисунок издали. Это поможет вам составить общее представление о рисунке.
34. Вначале нарисуйте форму и только потом переходите к свету и тени.
35. Важнее создать трехмерное изображение, чем прорисовывать текстуру.
36. Имейте черновик для экспериментов с текстурами.
37. Используйте полный набор тонов, иначе рисунок будет плоским.
38. Определить тон цветных изображений непросто. Для начала переведите цветное изображение в черно-белое (фотошоп, отпечатайте ч/б фото в ателье). Сравните цветное и ч/б изображение, это поможет вам научится определять тон цветного изображения.
39. Делая перекрестную штриховку, поворачивайте рисунок под естественные движения руки.
40. При рисовании, мысленно делите объект на простые фигуры, так легче определить пропорции.
41. При штриховка теней, помните, чем дальше от объекта штриховка светлее, ближе к объекту темнее.
42. Начинающим трудно приобрести навыки в смешивании. Перед тем как начнете учится смешиванию, приобретите хорошие навыки традиционной штриховки. Для смешивания правильно накладывайте градуированные тона. Не применяйте смешивание для маскировки плохо нанесенной штриховки.
43. Ни смешивайте пальцами, т.к. кожа выделяет жиры, которые впитаются бумагой и будут заметны (особенно это касается средних и светлых тонов).
44. Смешивание лучше проводить в тех местах, где используется широкий диапазон тонов. На темных участках - смешивание лучше не проводить. При необходимости, темные места, пройти штриховой несколько раз.
45. Для смешивания используйте бумажные растушевки , как самодельные, так и покупные, гигиенические ватные палочки.
46. Имейте ввиду, что конечный результат смешивания зависит от таких факторов как метод затенения, инструментов, вида бумаги.
47. как правило первые результаты не радуют. Не сдавайтесь, с практикой придут результаты.
48. Композиция требует наполнения рисунка элементами с разными текстурами, формами. Но избыточность элементами делает его не гармоничным и переполненным. Помните о простоте.
49. Подбирайте формат листа в соответствии с объектом. Портрет рисуйте на вертикальном листе, пейзаж лучше на горизонтальном.
50. При составлении натюрморта, подбирайте предметы относящиеся к одной тематике. К примеру растения и садовый инструмент, еда и кухонная утварь.
51. Композиция приобретает большую выразительность когда главная часть ее выделяется значительным количеством деталей и повышенным контрастом тонов.
52. В группе используйте нечетное количество объектов.
53. Фигурам заднего плана уделяйте столько же внимания сколько и переднего.
54. Если прекрасные объекты расположены в плохой композиции, не бойтесь поменять их так как вам хочется.
55. Чтобы понять как правильно составлять композицию, изучайте работы мастеров. Когда поймете их идею, Ваши работы станут более органичны.
56. Составляйте план затенения в виде эскиза, который будет наметком вашей композиции.
57. Старайтесь, чтобы отдельные элементы рисунка направляли взгляд зрителя в центр композиции.
58. Лучше распределять объекты асимметрично. Высокие объекты группируйте в одной половине композиции.
59. Располагайте центр композиции в точках "золотого сечения", окружите его другими предметами.
60. Соблюдайте баланс света, распределяйте светлые и темные места по всему листу, а не группируйте в одном месте.
61. Когда рисуете с сеткой, не бойтесь сделать помарку. Если вы нарисовали не то в квадрате, то сотрите эту часть, обновите сетку и продолжайте работу!
62. Если вы рисуете с фотографии, то нарисуйте на ней сетку фломастером. Линии будут виднее чем от карандаша и не оставляет царапин.
63. Сетку на оригинале не рисуйте, используйте копию.
64. Когда используете сетку, то она помогает воспроизвести правильные пропорции и перспективу, а объем нет.
65. Если не хотите рисовать сетку на фото, нарисуйте ее на любом тонком, прозрачном материале (стекло, плекс, прозрачные файлы...). Эту сетку можно использовать неоднократно.
66. Что бы вам легче было нарисовать сетку, положите свой лист поверх миллиметровки. Размер квадрата выбирайте пропорционально размеру рисунка.
67. Прежде чем, рисовать лицо в анфас, нарисуйте линию симметрии. Она поможет определиться с расстоянием симметричных частей лица.
68. Лица оживают когда добавляются в глаза блики и тени.
69. В карандашном портрете можно передать цвет радужки глаз используя только тон. Для карих глаз тон темный, почти как у зрачка. Для голубых, синих и зеленых глаз подходят средние тона. Серый, серо-зеленый и бледно-голубой - применяйте светлый тон, радужка имеет сильный контраст со зрачком.
70. При рисовании зубов, не прорисовывайте лини между ними, а то получится шахматная доска. Просто создайте на них тень от губ.
71. Ресницы рисуйте по направлению роста, а не от кончика к веку.
72. Когда работаете над портретами детей, применяйте мягкое, рассеянное освещение.
73. У детей глаза более округлые и радужки у них большие, а брови намного светлее, в сравнении со взрослыми.
74. У детей головы больше в пропорциях к телу . Основная ошибка начинающих – рисовать само лицо большим, относительно размера головы. Для взрослых лицо занимает около половины объема головы, а у детей – всего лишь треть.
75. Рисуйте волосы ребенка не слишком пышными. Излишняя волосатость создает впечатление, что ребенок старше своих лет.
76. Возраст на рисунке, передается не изменением пропорций, а изменением объема(мышц, обвисанием кожи, выступлением костей). Это нельзя передать только несколькими линиями. Смотри раздел "Возрастные изменения в портретах".
77. В карикатуре выделяйте самые основные черты. Если человек обладает большим носом, нарисуйте его еще больше, т.е. найдите у человека его основную черту и гипертрофируйте ее.
78. Глаза, с разных углов, выглядят по разному. Их форма меняется при различных выражениях лица.
79. Рисуя глаза, не забудьте прорисовать веки, мешки под глазами, морщины в уголках.
80. Когда бы Вы ни рисовали глаза, наносите линии наброска тонко, чтобы их можно было легко стереть в дальнейшем. Ни одна часть глаза не должна быть нарисована толстыми темными линиями. Вместо линий используйте контрастирующие теневые градации, чтобы отделить различные части глаза и придать глубину их формам.
81. Вся мимика создается движениями мышц лица. Когда мышцы совершают свою работу, отдельные области лица двигаются и зачастую создаются морщинки и складки.
82. Когда кто-то грустит, края губ загибаются - вниз. Когда радуется – вверх.
83. Когда Вы выбираете позу для портрета, самое простое как наклон головы, может сделать рисование более интересным и даже рассказать, что-то о характере модели.
84. Когда рисуете пространство, дальние предметы должны быть меньше ближних.
85. Если вы рисуете, к примеру руку направленную к вам, то пальцы руки будут выглядеть непропорционально больше относительно самого человека, но за счет перспективы общий портрет смотрится более реалистично.
86. Если вы решили нарисовать человека с экстремальной перспективой, то представьте, что вы лежите на полу перед стоящим над вами человеком. В этом случае голова выглядит - маленькой, ноги непропорционально большими, а тело более коротким.
87. Присматривайтесь к окружающим вас предметам, как идут линии и как при этом изменяются пропорции, чтобы эти знания отложились у вас на инстинктивном уровне..
88. Запомните, что уровень глаз и линия горизонта - это одно и тоже. Предметы расположенные ниже этого уровня сужаются снизу - вверх к линии горизонта, а предметы расположенные выше - линии горизонта сужаются сверху - вниз. .
89. Линию горизонта проводите параллельно верхнему или нижнему края листа рисунка, на расстоянии "золотой пропорции", т.е. 1/3 от верха или низа.
90. Чтобы усилить чувство пространства, используйте дополнительно правила воздушной перспективы. Ближние предметы рисуются четкими, яркими, контрастными - а дальние более расплывчатыми, серыми.
91. Накладывая ближние предметы на дальние, так же усиливаете глубину рисунка.
92. Знание анатомического строения тела - скелета, костей, мышц где расположены, откуда и куда идут, поможет вам в создании объемного реалистичного рисунка.
93. Для модели нужно выбирать артистичные, характерные и удобные позы.
94. Если не ограничиваетесь одним сеансом, отметьте то место где находилась модель.
95. Применяйте различные инструменты, не забывайте про уголь. Скетчи фигур рисуйте на больших листах.
96. Работать с моделью сложно, помните даже о таких мелочах как еда и напитки.
97. Руки и ступни поначалу получаются тяжело. Пишите как сможете и у вас получится.
http://borisova-art.com